Ни Сталин, ни Бухарин, ни их сторонники еще не имели сложившегося плана экономического преобразования страны, ясных представлений о темпах и методах индустриализации. Сталин, например, резко возражал против разработки проекта Днепростроя, а также он высказался против прокладки нефтепровода в Закавказье и сооружения новых заводов и фабрик в Ленинграде и Ростове, где имелись квалифицированные кадры.
А.И. Рыков, выступая с докладом на Пленуме ЦК ВКП (б), высказался в пользу форсированного развития сельского хозяйства, считая, что такой путь требует наименьших затрат, сулит расширение хлебного экспорта и возможностей закупки за рубежом оборудования и сырья для подъема промышленности.
Троцкий предложил увеличить объем капитальных работ в ближайшее пятилетие до таких размеров, которые позволили бы уменьшить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью до минимума , почти до уровня старой России. Его на Пленуме, практически, никто не поддержал. При самых существенных различиях во взглядах все они искали пути индустриализации.
Отказ от НЭП означал смену целей, переориентацию политики. Еще в 1926 г. Сталин заявил, что “индустриализация является основным путем социалистического строительства”. Сталин не хотел управлять лапотной Россией. Великому вождю нужна была великая держава. Он стремился создать прежде всего великую военную державу.
Большинство советских историков считает, что поскольку решение всего комплекса задач - преобразование промышленности, сельского хозяйства, рост благосостояния народа - требовало огромных средств, которых не было, пришлось сделать выбор и сосредоточить все средства и усилия для прорыва на узком фронте. Главным признавалась “битва за металл”, подъем машиностроения. Ноябрьский Пленум ЦК (1928 г.) подчеркнул: “Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского”.
Сталин провозгласил: «Мы отстаем от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет, либо нас сомнут».
Основные цели:
а) ликвидация технико-экономической отсталости;
б) достижение экономической независимости;
в) создание мощной оборонной промышленности;
г) первоочередное развитие базисных отраслей промышленности.
В 1928 г. вся страна за день выпускала 2 грузовика, 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. Если принять уровень промышленного производства в 1913 году за 100%, то в 1928 году он составлял в СССР- 120%.
По сравнению с другими развитыми странами:
США - 160%
Германия - 104%
Франция - 127%
Англия - 90%.
Уровень России 1913 г. - это 5-е место в мире, а по производству промышленной продукции на душу населения СССР уступал передовым странам в 5-30 раз.
В развитии индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта промышленных изделий, а на концентрации всех имеющихся ресурсов в самых передовых отраслях: в энергетике, металлургии, химической промышленности, машиностроении. Эти отрасли являлись материальной основой военно-промышленного комплекса и одновременно “индустриализацией промышленностью”.
В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, переходят к централизованному (через Госбанки) кредитованию. Множество налогов заменяется одним - налогом с оборота.
ДОДИН Лев Абрамович (р . 1944), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1986). С 1967 в Ленинградском ТЮЗе. С 1984 главный режиссер Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Поставил: "Дом" (1980) и "Братья и сестры" (1985, по Ф. А. Абрамову), "Звезды на утреннем небе" А. М. Галина (1987), "Для веселья нам даны молодые годы" (1990, по мотивам повести С. Е. Каледина "Стройбат") и др. Государственная премия СССР (1986), Государственная премия Российской Федерации (1992).
ЖУЕВИЧ Живоин (1838-70) , сербский публицист. В 60-х гг. сотрудник журнала "Современник", ряда русских газет. Поборник братства и дружбы славянских народов.
ЯДРО СЕЧЕНИЯ , в сопротивлении материалов - область вокруг центра тяжести поперечного сечения стержня; продольная сила, приложенная к любой точке ядра сечения, вызывает в сечении напряжения одного знака.