Таким образом, социальные ограничения могут быть определены как проявление социальной необходимости в виде системной совокупности эксплицитных (явных) и имплицитных (скрытых) социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов, а также результатов самовыражения людей, которым сознательно или бессознательно подчиняются люди и за пределы которых они не могут или не хотят выходить даже тогда, когда это необходимо для них самих или общества, в котором они живут. Тот факт, что в данном определении упомянуты средства, способы и результаты самовыражения людей, указывает на то, что в роли социальных ограничений могут выступать не только идеальные правила и нормы, но и продукты материальной культуры. Можно сказать даже, что социальные ограничения имеют смешанный, материально-идеальный характер. Примером писанных, то есть зафиксированных в языке и оглашённых социальных ограничений может служить право, а неписаных социальных ограничений, то есть чётко не зафиксированных и не всегда оглашённых в языке – мораль. Достаточно очевидно также, что социальные ограничения – это не набор хаотических элементов, разрушающих друг друга (в этом случае они не могли бы функционировать), а своеобразная система, имеющая свою структуру, функции, элементы и атрибуты, которые следует по возможности выявить и описать на основе системного подхода, что и будет сделано ниже.
Выявив категориальный статус социальных ограничений и сформулировав определение этого понятия, мы получаем возможность более подробно разобрать некоторые онтологические и гносеологические проблемы исследования социальных ограничений.
1.2. Онтологические и гносеологические проблемы исследования социальных ограничений.
В предыдущем разделе уже были рассмотрены некоторые онтологические и гносеологические проблемы исследования социальных ограничений, неизбежно возникшие по ходу решения задачи определения этого понятия и включения его в общую систему философских категорий, в частности был выявлен субъект и объект социальных ограничений и проведена граница социального и не социального. В данном разделе этот разбор будет продолжен.
ПРОСЯНКА , птица семейства овсянковых. Длина 18-20 см. В Европе, Северо-Зап. Африке и Юго-Зап. Азии; встречается также от юга Белоруссии до юго-востока Казахстана на полях, лугах, в степях.
ФОРМАН (Forman) Милош (р . 1932), режиссер, сценарист. Родился в Чехословакии. В 1968 эмигрировал в США. Получил мировую известность после первого фильма "Черный Петр", 1963 (главный приз кинофестиваля в Локарно). В "чешский период" снимал сатирические комедии, исследуя жизнь простых людей в повседневном существовании, иронически изображая их странности и причуды. Эти качества отчасти свойственны и первым фильмам его "американского периода" - "Отрыв" (1971; "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля) и "Волосы" (1979). Главный фильм - "Полет над гнездом кукушки" (1975, по К. Кизи), притча о конфликте личности и репрессивного общества (5 премий "Оскар"). Поставил также: "Амадей", 1984; "Вальмон" (по Ш. де Лакло), 1989 и др. В 1996 осуществил постановку фильма "Народ против Ларри Флинта", удостоенного премии "Оскар" (1997).
ТУНГУСЫ , устарелое название эвенков.