ком и судебном планах над определенными территориями и отдельны-
ми разрядами населения. Такими были по ряду функций, Большой и
областной дворцы. В них и боярских судебных комиссиях судились
обычно служилые люди по отечеству. Немногим позднее известны так
называемые судные приказы - в них вершился сословный дворянский
суд. Тяглое население (городское и сельское) ведалось в особых
учреждениях (впоследствии именовались приказами четвертями)- они,
в частности, были высшей судебной инстанцией по гражданским и
иным делам для земских судов. В столице тяглецы посадов и сотен
управлялись и судились Земским приказом.
Оформились приказы, обязанные существованием разнообразию
потребностей царского двора. Принадлежавшие государю на правах
личной собственности вотчины управлялись Большим и областными
дворцами, а отчасти Казной. Но были и специализированные учрежде-
ния, в функции которых входило обеспечение двора едой, медом и
винами, поддержание в надлежащем порядке всего того, что связано
с царскими конюшнями, охотой, одеждой.
Серьезные перемены в структуре центральных органов Государ-
ственного управления шли в русле изменений, начавшихся еще в кон-
це ХV в. В 50-е годы ХVI в. они были ускорены и заметно углубле-
ны отменой кормлений, введением институтов самоуправления на мес-
тах. Их воздействие было и прямым, и опосредованным. Таким же бы-
ло их влияние на налоговую систему. В число весомых прямых нало-
гов, взимавшихся в Казну, вошла подать, заменившая платежи и по-
боры в пользу кормленщиков. В центральные ведомства отсылались
судебные пошлины, взимавшиеся при решении дел излюбленными голо-
вами и земскими судейками. Содержание же новых учреждений на мес-
тах обеспечивалось особыми денежными сборами в их пользу.
Отмена кормлении стала важным шагом в кристаллизации сослов-
ной структуры российского общества. Принципы комплектования мес-
тных органов подталкивали локальные сообщества к оформлению сос-
АЛГОНКИНЫ , группа индейских народов (оджибве, микмаки, делавары, кри, монтанье, наскапи, чейены и др.) в США и Канаде. 260 тыс. человек (1992). Говорят на алгонкинских языках.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до нач . 20 в. назывался Северо-восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
ЖАРЫ , город на западе Польши. 39 тыс. жителей (1989). Текстильная, швейная промышленность, машиностроение.