Принципиальное значение для становления и развития экономического союза имело бы, по нашему мнению, формирование трех его основ: разделение труда, системы ценообразования и системы взаимных расчетов. Иначе говоря, экономический союз лишь тогда станет реальностью, когда в его рамках удастся обеспечить плавный переход,
· во-первых, от внутресоюзного к международному разделению труда;
· во-вторых, от внутренней системы оптовых цен и тарифов к пропорциям мировых цен;
· в-третьих, к такой системе расчетов, которая удовлетворяла бы интересы всех участ-ников.
Руководство стран СНГ учло немало экономических проблем и среди них одну из ключевых - проблему функционирования бывших союзных предприятий в условиях становления межгосударственных отношений. Не случайно практически только Туркменистан экономически достаточно независим, поскольку его усеченный производственных комплекс ограничен продукцией валютного значения (нефть, газ, хлопок, каракуль) и мало связан с другими отраслями. Парадокс, но в этой стране легче в таких условиях выстраивать более независимую в структурном отношении национальную экономику, чем, скажем странам Балтии или Армении.
Однако последующие требования со стороны Росии, в частности, о залоге золота или СКВ под половину объема кредитной задолжности, заставили практически всех ее партнеров (исключая Такжикистан) ввести уже до конца ноября свои национальные валюты. Немало важное значение, видимо, имел и сам факт осмысления как российской стороны, так и ее партнерами весьма малой степени реальной возможности согласования (а посуществу подчинения России) основных параметров денежно-кредитной, финансовой, валютной и таможенной политики, поскольку на первый план в их реализации неибежно будут выдвинуты национально-государственные интересы.
Конечно, обслуживанию торговли внутри СНГ старой союзной валютой с неуправляемой эмиссией и сбором этих денег в экономически более сильные государства, прежде всего в Россию, необходимо было положить конец.Оправдано и переоформлениескладывающихся сальдо сначала в технические, а затем в межгосударственные кредиты. Технически приемлен и механизм обособления российского рубля (через корреспондентские счета в ЦБ РФ и новые купюры) от рынков других стран СНГ в наличном и безналичном обороте. Однако очевидно, что далеко не все страны СНГ были готовы к столь шоковому переходу к мультивалютности расчетов и введению собственных национальных валют без ущерба для экономики и взаимной торговли. Поэтому иллюзорны надежды на то, что форсирование (вместо эвалюционной координации действий) принуждение их следовать российской модели может сразу придать рублевой зоне стабильность курсовых отношений, баланс платежей и способность партнеров гасить переоформленные долги самой России.
Конкретно, видятся здесь следующие нерешенные проблемы:
1. Устойчивость новой рублевой зоны в решаюшей степени зависит от успехов в стабилизации экономики России и самого рубля. Однако, представляется, что монетаристская тактика достижения такой стабилизации лишь путем сжатия денежной массы и без стимулирования производства может и не иметь упеха. В итоге сама основа зоны - российский рубль - может не усилиться, а ослабнуть, теряя способность выполнять в зоне общественные функции денег и даже свою учетную функцию.
2. Зона формируется по принципу приведения всех его стран под упомянутую российскую модель денежной политики, а выроботка самой такой политики отнюдь не становится коллективной. По тем же причинам это может принести ущерб странам, последовавшим за Россией, и взорвать процесс продвижения к единой денежной системе в целом.
ЭЛПИДИН Михаил Константинович (1835-1908) , российский революционер. По делу о "Казанском заговоре" осужден на каторгу. В 1865 бежал из тюрьмы за границу. В 1866-1906 владелец русской типографии в Женеве, издал ряд журналов, ок. 200 книг, в т. ч. первое собрание сочинений Н.Г. Чернышевского.
БИЗЕ (Bizet) Жорж (1838-75) , французский композитор. Оперы "Искатели жемчуга" (1863), "Пертская красавица" (1866), "Джамиле" (1871), а также "Кармен" (1874) - вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я - Э. Гиро).
"ОСНОВА" , первый украинский ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал, 1861-62, Санкт-Петербург. Издатель - В. М. Белозерский (редактор), П. А. Кулиш, Н. И. Костомаров.