Теория кругооборота элит
Более ста лет тому назад итальянский социолог и экономист В.Парето сформулировал теорию кругооборота элит, объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей разных людей. Социальная система стремиться к равновесию и при выводе ее из равновесия, она рано или поздно к этому равновесию вернется. Этот процесс образует социальный цикл, течение которого зависит главным образом от циркуляции элит. Они «возникают в низших слоях общества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются и исчезают . Этот кругооборот является универсальным законом истории».[1] Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, и, как следствие, меняются типы элит. История оказывается кладбищем аристократии.
По Парето, существует два главных типа элит сменяющих друг друга. Первый тип - «львы»; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления. Второй тип - «лисы»: мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием «львов». Неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих, энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесия социальной системы требует постоянства процесса замены одной элиты на другую, по мере повторения политических ситуаций.
ПОДОФИЦЕРЫ , категория сержантского и старшинского состава в вооруженных силах ряда государств (Венгрия, Польша, Румыния и др.).
ВВОДНЫЙ ТОН , в музыке - звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта).
ЕРМИЛОВ Василий Дмитриевич (1894-1968) , украинский художник, один из ведущих мастеров украинского авангардизма первой половины 20 в. Остроумно сочетал конструктивизм с элементами дадаистской "зауми". В период творческого расцвета (1920-е гг.) создавал картины, включающие элементы контррельефа и реальные предметы, активно экспериментировал в области полиграфического и монументально-оформительского дизайна.