Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся еще в 50-х годах, особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 года на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системьги судопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74 тома.
20 ноября 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты: Утверждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. У общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и по уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и по уголовным делам) департаменты Сената.
Реформа судебной системы провозгласила новые принципы правосудия - отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей). В Государственном совете подчеркивалось, что " .при соединении администрации и суда в одних руках не представляет ручательства в там, что каждая из двух областей административная и судебная, будет держаться в ее естественных пределах. По сим причинам решения административных властей по делам судебным всегда внушают к себе недоверие и всякое наказание назначенное без суда, представляется произволом власти, возбуждает ропот". Вместе с тем, при создании новых судов в "Учреждении судебных установлений" в Приложении к ст. 2 говорилось: "Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями", т.е. ссхловная юстиция фактически сохранялась.
В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты (судебных следователей и присяжных заседателей) и реорганизована деятельность старых изменились функции прокуратуры. В этом же документе ст. 7 регламентировала суд присяжных заседателей для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых. Но политические преступления при этом были изъяты из подсудности суда присяжных. Соединенные департаменты Государственного совета пришли к выводу, "что предоставить присяжным, избранным обществом, разрешение вопроса о преступности или непреступности учений и действий, превратно толкуемых и неверно понимаемых многими, иногда даже добросовестны-ми членами общества, значило бы оставить государство, общество и власть без всякой защиты". Функциями прокуратуры стали; поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и за местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокурора и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались царем по представлению министра юстиции.
Формирование принципов сосгязательноста в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Учреждение адвокатуры было серьезной уступкой царизма общественному Движению. Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к учреждению в России адвокатуры по западному образцу. Институт присяжных поверенных создавался в качество особой корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящих в состав суда и пользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон четко регламентировал условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным Они фактически совпадали с требованиями, которые предъявлялись к судьям. Статьи 367-378 определяли правовую природу Света присяжных поверенных. Этот орган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под контролем судебной палаты, Совет осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, "установленных правил и всего прочего . сообразно с пользой их доверителей".
ОВЧИННИКОВ Владимир Афанасьевич (р . 1941), российский художник, один из ведущих мастеров "неофициального искусства" Ленинграда-Петербурга. Получил известность картинами, сочетающими магический реализм пейзажа и бытового жанра с элементами традиционной религиозной иконографии (ангелы и библейские сцены среди хмурых городских закоулков и железнодорожных полустанков).
ЮЮКИН Михаил Анисимович (1911-39) , военный летчик. 5 августа 1939 во время боев в районе р. Халхин-Гол его бомбардировщик загорелся и Ююкин направил свой самолет на вражескую огневую точку. Это первый в истории авиации таран наземной цели.
ЕКАБПИЛС (Jekabpils) (до 1917 официальное название Якобштадт) , город в Латвии, на р. Даугава. Железнодорожный узел (Крустпилс). 31,4 тыс. жителей (1989). Пищевая, легкая промышленность. Производство стройматериалов. Филиал Рижского завода "Автоэлектроприбор". Краеведческий и художественный музей. Известен с 13 в.