Манифестом 17 октября Государственной Думе были представлены законодательные права и обещано расширение избирательного права. Указом 1-го декабря круг избирателей в Государственную Думу расширен значительно, почти до пределов всеобщего избирательного права ( в городах избирательное право получили все квартиронаниматели; однако это избирательное право было весьма неравным по « удельному весу» голосов избирателей различных категорий). К трем куриям прибавилась четвертая - рабочие. 20-го февраля 1906 г. было издано новое «Учреждение» Государственной Думы для приведения его в соответствие с принципами, установленными Манифестом 17-го октября. В тот же день было издано новое положение о Государственном Совете, который был реформирован. Из административного органа он превращался в верхнюю палату будущего парламента, верную власти и имевшую равные с Думой законодательные полномочия. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Советом представлялись на утверждение императора. Преобразованный Государственный Совет состоял из половины членов по выбору и половины по назначению императора (председатель назначался императором).
Члены Совета по выборам состояли из следующих групп: от православного духовенства - 6; от академии наук и от университетов - 6; от земских собраний - 34; от дворянских обществ - 18; от торговли и промышленности - 12; от съездов землевладельцев не земских губерний - 22 (из них 6 - от царства Польского), всего 98 человек; такое же количество членов ежегодно назначалось государем «к присутствию» в Государственном Совете.
24-го апреля, всего лишь за три дня до открытия Думы, были приняты Основные законы, сильно ограничивающие ее законодательные, бюджетные и политические права. Дума лишалась многих своих полномочий. Ей запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к “ведению государя”, такие, как международные, военные и внутренние дела двора. Финансовые прерогативы Думы были еще более куцыми, чем законодательные. В ее компетенцию не входили все затраты, связанные с вопросами “ведения государя”, а также государственной задолженности; в конечном итоге половина бюджета страны не подлежала контролю со стороны Думы, государь сохранял “высшую самодержавную власть” (из официальных документов было исключено лишь слово “неограниченная”); в перерывах между сессиями (а время сессий определялось государем) только он мог провозгласить и утвердить новый закон, объявить или отменить чрезвычайное положение, приостановить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод. Однако, если во время перерыва сессий законодательных палат явится необходимость в принятии какой-нибудь экстренной меры, имеющей законодательный характер, то она императорским указом (в порядке «верховного управления») с тем, однако, что по открытии законодательной сессии (в течении двух месяцев со дня созыва Думы) эта мера должна быть внесена на одобрение Государственной Думы, иначе она автоматически прекращает свое действие (пресловутая 87-я статья Основных законов). Министры назначались и снимались со свих постов по его соизволению и отвечали за свои действия только перед ним одним. Таким образом, о парламентском правлении не могло быть и речи.
ЗАУРЯД?ВРАЧ , в российской армии с 1891 звание, присваивавшееся студентам 4-го и 5-го курсов медицинских факультетов университетов и Военно-медицинской академии, допущенных при мобилизации войск в военное время на должность младшего врача.
ЯНОВСКИЙ Николай Николаевич (р . 1914), российский литературовед, критик. В центре внимания - развитие сибирской литературы. Книги: "Всеволод Иванов" (1956), "Лидия Сейфуллина" (1959), "Сергей Залыгин" (1965), "Илья Лавров" (1969), "Виктор Астафьев" (1982), "Верность: Портреты, статьи, воспоминания" (1984).
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ , совокупность мероприятий по обеспечению электроэнергией различных ее потребителей. Комплекс инженерных сооружений, осуществляющих задачи электроснабжения, называется системой электроснабжения.