- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока . Потому что
невыделенность человека из природы проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению к человеку .
На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и
” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его
” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право на жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по отношению к природе , и
к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .
ИМОУ Чжан (р . 1950), китайский кинорежиссер, сценарист, актер. В годы "культурной революции" был на принудительных работах в деревне, потом работал на текстильной фабрике. Одна из ярчайших фигур т. н. "пятого поколения" китайских кинематографистов. Оператор фильмов "Желтая земля" и "Большой военный парад" Чэн Кайге. Снимался в картине У. Тяньмина "Старый колодец". В 1987 поставил фильм "Красный гаолян" ("Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля 1988), в 1991 - "Зажги красный фонарь" ("Серебряный лев" Венецианского кинофестиваля).
ЮРИ (Urey) Гарольд Клейтон (1893-1981) , американский физик и физикохимик. Открыл дейтерий (1932). Труды по химии и разделению изотопов; гео- и космохимии, астрофизике; проблемам возникновения жизни. Нобелевская премия (1934).
ЗАНЬКОВЕЦКАЯ Мария Константиновна (наст . фам. Адасовская) (1860-1934), украинская актриса, народная артистка Украины (1922). В 1906 участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве, в 1918 - Народного театра (Киев, ныне Украинский драматический театр им. Заньковецкой во Львове).