Введение
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.
Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом –определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.
Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.
Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества…
1. Понятие политической партии.
Усвоить историю и историографию политических партий трудно без понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место выдвигается определение сути партии как общественно-политического явления.
Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя представляет собой организацию политического характера, которая выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя, объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.
Один из отечественных исследователей политической истории России писал: « .политические партии суть свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного политического действия на почве общих всем индивидуумам интересов и идеи»[1]. Автор также считал, что одной партии, т.е. партии в единственном числе, существовать не может. Однако исторический опыт России мысль эту не подтвердил, ибо свыше семидесяти лет здесь существовала только одна партия, превратившаяся по существу в партию-государство.
В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.0. Мартов. Он отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни».
Для возникновения партий необходимы соответствующие объективные и субъективные факторы. Важнейший объективный фактор — наличие определенного уровня социально-экономичес-кого развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии развития человеческого общества, более точно — в эпоху становления и утверждения капитализма, когда люди, объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, появляются условия, способствующие противоборству между ними. Это не противоречит тому, что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в XV—XVI вв. Однако только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и нарождавшейся буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, можно говорить о готовности общества к появлению партий и противоборстве между ними.
ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТЫ: FeSO4 и Fe2(SO4)3 . Образуют кристаллогидраты. FeSO4·7H2O (железный купорос) применяют в производстве чернил, для окраски шерсти в черный цвет, консервации древесины, как фунгицид. Fe2(SO4)3·9H2O - коагулянт при очистке воды, сырье для получения железных квасцов, протрава при крашении.
ЯНОВСКИЙ Николай Николаевич (р . 1914), российский литературовед, критик. В центре внимания - развитие сибирской литературы. Книги: "Всеволод Иванов" (1956), "Лидия Сейфуллина" (1959), "Сергей Залыгин" (1965), "Илья Лавров" (1969), "Виктор Астафьев" (1982), "Верность: Портреты, статьи, воспоминания" (1984).
ЭЛАГАБАЛ , в западносемитской мифологии бог солнца и плодородия. В Римской империи в период правления императора Элагабала, бывшего жрецом этого бога, почитался как верховное божество римского пантеона.