Пришло время остановиться и сделать небольшое лирическое отступление, касающееся религиозного вопроса на Балканах, приобретшего особую остроту в последние годы. На мой взгляд столь широкое распространение ислама стало возможно за счет двух основных источников. Во-первых, безусловно, часть населения, в первую очередь землевладельцы, переходили в ислам, дабы сохранить свои права. Феодалы по-прежнему продолжали взимать барщину и подати, содержали вооруженную дружину, сохранили на местах судебную власть. Кроме того, они получили новые привилегии, поскольку давали Османской империи значительное число прекрасных воинов. Однако в то же время подавляющее большинство крестьян оставалось в христианстве. Таким образом еще больше усиливался авторитет православной церкви, в которой широкие массы видели не только свою веру, но и символ своего национального достоинства, объединяющую доминанту борьбы против Османской империи. Во-вторых, что также немаловажно, переход в ислам наблюдался и в среде так называемого “коренного” населения. Это довольно скользкий вопрос, поэтому сразу обмолвлюсь, что своим мнением я ни в коей мере не претендую на истину в конечной инстанции. Иллирийцы, ветвь кельтской этнической группы, древнейшие известные науке обитатели территории запада Балканского полуострова, ныне известны под именем “албанцы”. Малоизвестным термином “памак” в болгарском языке называются исповедующие ислам “болгары”[1]. Как отмечает ряд видных ученых, это - сохранившиеся остатки когда-то населявших территорию современной Болгарии южных славян, большинство которых было инкорпорировано пришлыми кочевниками тюркской этнической группы болгарами. Оба реликта по приходу турок с радостью приняли ислам. Сложно абсолютно точно ответить на вопрос “почему?”. Но мое предположение основывается на желании “коренного” населения наконец-то показать “пришлым”, что и на их улице может быть праздник. Они активно сотрудничали с Османской империей, за что пользовались ее благосклонностью.
Интересен и другой вопрос. Почему же мусульманство в рамках бывшей Югославии было сконцентрировано именно в Боснии и Герцеговине? Одной из причин можно, безусловно, назвать национальную политику Тито, согласно которой “зайцы должны жить в одной клетке, а ежи в другой”. Таким образом провозглашенная национальность “мусульмане” искусственно концентрировалась именно в Боснии и Герцеговине, области, с исторически преобладающим мусульманским населением. Второй, весьма существенной причиной, было то, что в Боснии наблюдалось массовое принятие ислама не только в среде феодалов, но и среди свободных крестьян. Именно поэтому религиозный вопрос после ухода с Балканского полуострова Османской империи в Боснии не мог быть решен также банально, как это было сделано в Черногории, Македонии, в некоторой степени в Сербии и в Болгарии. Боснийские мусульмане не были столь малочисленны и слабы, чтобы их так просто перебить.
Национально-освободительная война в Черногории, особо обострившаяся в начале XVIII в., привела в 1703г. к резне так называемых потурченцев (черногорских мусульман). Восстание возглавлялось представителями богатого знатного рода Пйтровичей Нйгошей. В результате происшедших волнений омусульманенные феодалы лишились своих владений и в большинстве переселились в азиатскую часть Османской империи. Земля перешла в руки крестьянских общин (родов, семей) и церкви, которая вплоть до окончания 2-ой мировой войны продолжала играть весьма заметную роль в политической жизни государства.
САПАТА (Zapata) Эмилиано (1879-1919) , руководитель крестьянского движения в Мексиканской революции 1910-17; один из авторов программы ликвидации крупной земельной собственности за выкуп и наделения крестьян землей. В декабре 1914 - июле 1915 отряды Сапаты и Ф. Вильи занимали столицу. Вероломно убит.
УДВОЕНИЕ КУБА , знаменитая задача древности (делийская задача) о построении куба, имеющего вдвое больший объем, чем данный куб. Задача удвоения куба сводится к построению отрезка, равного , и, как доказано в 19 в., не может быть решена при помощи только циркуля и линейки (односторонней, без делений).
ШАМЯКИН Иван Петрович (р . 1921), белорусский писатель, народный писатель Белоруссии (1972), член-корреспондент АН Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1981). Романы "Глубокое течение" (1949; Государственная премия СССР, 1951), "Сердце на ладони" (1964), "Атланты и кариатиды" (1974), "Возьму твою боль" (1980), "Петроград - Брест" (1981). Цикл повестей "Тревожное счастье" (1956-66) посвящен морально-этическим проблемам. Автобиографическая книга "Корни и ветви" (1986).