Историками отмечалась лишь разница в степени жестокости рабовладельцев и в материальном положении (одежда, пища) рабов. Система эксплуатации, характер классовой структуры и основного противоречия, роль государства различались ими в основном по количественному признаку. Дальше подчеркивалось сходство между стадиями, чем их различия, а это приводило к тому, что формации не рассматривались как особые качественные состояния общества, различающиеся по ряду фундаментальных признаков.
Каждая стадия — это особое качественное состояние, своя система в рамках всей формации, особый социальный организм внутри большого организма всей формации. В связи с таким пониманием характера каждой формации проблема ее периодизации приобретает большую степень фундаментальности и значимости в исследовании, выдвигаются новые аспекты анализа.
К.Маркс выделяет две стадии в развитии экономики классической древности в целом:
первую стадию патриархальной системы рабства, рассчитанной на производство непосредственных средств существования, которая, кроме того характеризуется господством мелких самостоятельных ремесленников, слабым развитием рабовладельческого хозяйства как такового, невысоким уровнем торговли и ремесла, товарного и денежного обращения,
и вторую стадию — формирование рабовладельческой системы, направленной на производство прибавочной стоимости, превращения рабства в основу производства, господство рабовладельческого способа производства, появление крупного рабовладельческого земледелия и ремесла, развитие торговли, товарного производства и обращения. Для древнегреческих полисов рубежом, разделяющим указанные ступени развития экономики, выступает конец V в. до н. э., для римской истории определяется как позднейший период республики. */
МОРТИЛЬЕ (Mortillet) Габриель (1821-98) , французский археолог. Разработал хронологическую классификацию палеолитических культур.
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (МАТЕРИКОВАЯ) КОРА , см. в ст. Земная кора.
КАЧЧИНИ (Caccini) , итальянские музыканты. 1) Джулио, по прозванию Романо (ок. 1550-1618), композитор, певец, участник Флорентийской камераты. Автор одной из первых опер ("Эвридика", постановка 1602). 2) Франческа, по прозванию Чеккина (1587 - ок. 1640), дочь Джулио, певица, исполнительница на лютне, гитаре, композитор.