Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).
II НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт :
1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.
4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.
5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “ Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находится в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется.
Отличия территориальной и национальной федерации.
Эти федерации прежде всего отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.
ЧЕРВОНОАРМЕЙСК (до 1939 Радзивилов) , город на Украине, Ровенская обл. Железнодорожная станция. 10,8 тыс. жителей (1991). Пищевая, деревообрабатывающая, швейная промышленность.
ПАУЛЬСОН Иосиф Иванович (1825-98) , российский педагог, методист начального обучения. Один из организаторов Петербургского педагогического общества (1859).
ДОДИН Лев Абрамович (р . 1944), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1986). С 1967 в Ленинградском ТЮЗе. С 1984 главный режиссер Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Поставил: "Дом" (1980) и "Братья и сестры" (1985, по Ф. А. Абрамову), "Звезды на утреннем небе" А. М. Галина (1987), "Для веселья нам даны молодые годы" (1990, по мотивам повести С. Е. Каледина "Стройбат") и др. Государственная премия СССР (1986), Государственная премия Российской Федерации (1992).