Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.
Политический режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.
Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).
Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.
Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.
2.2. Форма правления
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.
УОТА ТАЙЛЕРА ВОССТАНИЕ 1381 , крупнейшее в средневековой Англии крестьянское восстание. Руководители - Уот Тайлер и Дж. Болл. Охватило большинство графств. В июне восставшие при поддержке городской бедноты вошли в Лондон. Во время переговоров с королем потребовали отмены крепостного права (т. н. Майл-Эндская программа), возврата общинных угодий и уравнения сословий (Смитфилдская программа). Восстание было подавлено.
ПОМОРЦЫ (даниловцы) , толк в среде старообрядцев-беспоповцев. Возник в кон. 17 в. на р. Выга, в Карелии. Основатели Данила Викулин и бр. Денисовы. Первоначально отвергал молитву за царя и брак. Затем разделился на приемлющих брак - новопоморцев и его отрицающих - старопоморцев, а также на согласия федосеевцев и филипповцев.
НИКЕЛЯ СУЛЬФАТ , NiSO4, желтые кристаллы. Растворяется в воде. Из водных растворов кристаллизуется в виде NiSO4.7H2O (никелевый купорос) изумрудно-зеленого цвета; применяют для получения электролитического никеля, никелирования и др.