Оценивая в общем реальную роль парламента и традиционно присваемое ему верховенство, нельзя не видеть, что "разделение властей в конституции" и "разделение властей в жизни" далеко не совпадают.
Мировой опыт показывает, что и в парламентарных и в президентских республиках в последние десятилетия наблюдается одна тенденция во взаимоотношениях парламентов и правительств - резкий крен в сторону централизации власти, возрастание роли исполнительной власти за счет прерогатив парламента.
Постоянные политические трения между исполнительной и законодательной ветвями власти, преобладание какой-либо из них сделали неизбежным вмешательство третьей - судебной, как высшей аппеляционной инстанции.
На органы конституционного контроля возлагается задача надзора за соблюдением основного закона в стране, обеспечение стабильности правопорядка и правовых устоев государства. Будучи окончательной аппеляционной инстанцией, органы конституционного надзора, играют роль важного противовеса во всей системе разделения властей, обеспечивая стабильность правопорядка и правовых устоев государства.
Теория разделения властей в настоящее время подвергается пересмотру.[27] Она с ее идеей определенных задач имманентно присущих конкретным органам государства, все чаще уступает место теории государственных функций. При этом в число функций, наряду с законодательством, управлением и правосудием, попадают также организация финансов, планирование, публичная служба, защита государства, внешние отношения. По этой новой теории большую часть этих функций осуществляет правительственные учреждения.
Тем не менее, сама идея разделения властей и четкого определения их функций, лежащая в основе концепции правового государства, никак не может игнорироваться обществом, только выбирающим путь демократии. Не осуществив этот принцип на практике, невозможно положить конец тоталитарному прошлому.
"Разделение властей - это достижение общественного прогресса и политико-правовой мысли, имеющее общедемократическое значение".[28]
§ 2. Президент в системе разделения властей.
Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президенства в различных политических системах.
Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.
МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ вещества или среды (обычно обозначается ?) , характеризует связь между намагниченностью вещества М и напряженностью магнитного поля Н в этом веществе: ? = М/Н. Часто пользуются также дифференцированной магнитной восприимчивостью ? = dM/dH.
ШМИДТ Сигурд Оттович (р . 1922), российский историк, заслуженный деятель науки России (1989), академик Российской академии образования (1992), доктор исторических наук, профессор. Сын О. Ю. Шмидта. С 1968 председатель Археографической комиссии АН СССР (с 1991 - Российской АН). Основные труды по истории русского феодализма (в основном 16 в.), истории культуры, источниковедению, историографии, археографии, краеведению и др.
ЧУДАКОВ Александр Евгеньевич (р . 1921), российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Сын Е. А. Чудакова. Труды по физике космических лучей и высоких энергий. Участник открытия внешних радиационных поясов Земли. Ленинская премия (1960).