В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:
ü Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
ü Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.
Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом. Представим функцию совокупного спроса в виде
AD = Y = MPC * Y + a + I.
Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:
Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.
Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как
Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:
Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.
Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А (автономное потребление в экономике):
Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;
(A + G)
Y = ------------------------.
1 – MPC(1-t)
Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса – Самуэльсона. Смысл этой модели (Приложение 10, рисунок 16) состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов (неокейнсианский подход). [3. стр.137-150]
Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?
Существует три способа:
ü Путем дополнительной эмиссии денег;
ü За счет кредитов ЦБ;
ü Посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
ТРАВЛЕНИЕ , химическое или электрохимическое растворение поверхности твердых материалов с практической целью. Различают травление технологическое (удаление окалины, изготовление интегральных схем и печатных плат, углубление пробельных участков типографских клише, повышение гидрофильности пробельных элементов форм плоской печати и т. д.) и структурное (выявление особенностей макро- и микроструктуры кристаллических материалов, диагностика рудных минералов, выявление дефектов рудных минералов, дефектов в кристаллах и т. д.).
ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ , в машиностроении - совокупность микронеровностей обработанной поверхности. Шероховатость поверхности описывается набором параметров, характеризующих среднюю и максимальную высоты неровностей и их ширины, средние расстояния между ними и т. д. Значения параметров для различных типов изделий и условий их эксплуатации устанавливаются стандартами.
ПАНИН Виктор Никитич (1801-74) , граф, российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1855). В 1841-62 министр юстиции. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, отстаивал интересы помещиков. С 1860 председатель редакционных комиссий.