Учебное пособие для студентов "Политология"
Учебное пособие для студентов "Политология"
Страница 36

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. Например, в США велико социализирующее воздействие групп сверстников в рамках относительно замкнутых, локализованных пространствах типа негритянских гетто, китайских городков. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения.

В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

РИФТИН Борис Львович (р . 1932), российский филолог-востоковед, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды о классической и современной литературе, мифологии, фольклоре, а также о связях литератур Дальнего Востока и Центр. Азии. Государственная премия СССР (1990).

ВЕРТ (Werth) Александр (1901-69) , английский журналист и публицист. В годы 2-й мировой войны корреспондент ряда английских газет и Би-Би-Си в СССР. Основные сочинения: "Россия в войне. 1941-1945", "Франция. 1940-1955".

ОВАНЕСЯН Рачия Карапетович (р . 1919), армянский поэт. Сборник "Песня моей жизни" (1948), посвященный Великой Отечественной войне. Лирические сборники "Чудесный садовник" (1956), "Отцовская песня" (1977), "Песнь солнечного острова" (1980). Публицистика.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru