Первый вариант - всеобщее подавление оппозиции путем насилия. Например, Чили времен Пиночета. Второй вариант - признание законности существования оппозиции, но в условиях постоянного конфликта. По всей видимости, ситуация в современной России ближе всего к этому варианту. Третий состоит не только признание оппозиции де-юре, но и сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений. Таким образом, важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во многом зависит именно от способности политической системы переходного общества интегрировать требования оппозиционных групп интересов.
Два последних кризиса - проникновения и распределения образуют кризис государственного управления. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни. Инициируемые центром инновации осуществляются не в желаемом для политической элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что часто бывает связано с усилением влияния местных социальных структур, стремящихся обособиться от влияния извне. С другой стороны, население ориентируется в большей степени на региональные и национальные обычаи и нормы, а не на центр. В этом отношении преодоление кризиса проникновения может быть связано с нахождением разумного компромисса между центром и регионами.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ. Современная Россия - характерный тому пример. Тотальная маргинализация российского общества сопровождается сильным имущественным расслоением.
Преодоление кризиса распределения возможно лишь при выполнении ряда условий. Одно и них заключается в том, что распределение должно осуществляться исходя из интересов наименее преуспевающих членов общества, людей с наихудшей исходной позицией.
Литература
1. Гордон Л.А., Плискевич Н.П. Развилки и ловушки переходного периода // Полис. – 1994. - № 4.
2. Гельман В.Я. «Transition» по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989-1996)_ // Общественные науки и современность. – 1997. - № 4.
3. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. – 1990. - № 9.
4. Дряхлов Н.И. Традиции и модернизация в современной России // Социс. – 1992. - № 10.
5. Купряшихин Г.Л. Политическое развитие // Кентавр. 1994. -№ 4.
6. Купряшихин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.
7. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
8. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России (к обсуждению гипотезы) // Полис. – 1998. - № 2.
9. Руковишников В.Р. Социология переходного периода //Социс. – 1994. - № 6, 8-9.
ЯКУТСК , столица Якутии, порт на р. Лена. Связан с железной дорогой (ст. Беркакит) Амуро-Якутской автомагистралью. 196 тыс. жителей (1993). Промышленность: легкая, пищевая, стройматериалов, судостроительная и др. ГРЭС. Филиал Сибирского отделения РАН. Якутский университет. 3 театра, 6 музеев, в т. ч. историко-краеведческий, литературный, западноевропейского искусства, изобразительных искусств, алмазов. Основан в 1632, с 1643 на современном месте, центр русской колонизации на Дальнем Востоке. Здания Спасского монастыря (17 в.), воеводская канцелярия (18 в.).
РУАНДА (ньяруанда , баньяруанда), народ группы банту, основное население Руанды (7,1 млн. человек). Живут также в Заире (св. 3,9 млн. человек), Уганде (1,1 млн. человек) и др. Общая численность 12,85 млн. человек (1992). Верующие - в основном католики, часть придерживается традиционных верований.
ЕЛЕАЗАР Маккавей (ум . 166 до н. э.), по преданию, один из семи братьев - ветхозаветных мучеников, убитых в гонение Антиоха IV Эпифана за отказ нарушить закон Моисеев (2 Маккавейская, 7). Память в Православной церкви 1 (14) августа.