8. Современные проблемы Татарской Республики (Газета «Татарский Мир»)
Один из мотивов — и, можно сказать, "мотор" — до крайности решительного требования такой самостоятельности сначала и до последних 2-3-х лет имел прямо и резко выраженный национальный характер: Республика Татарстан приняла на себя миссию "национального возрождения" татарского народа посредством воссоздания татарской государственности. На меньшее Казань не соглашалась. И в самом деле: другого шанса могло и не появиться, а татарский этнос русифицировался и на глазах утрачивал свою идентичность. Определённо, татары получили в лице этнократизировавшейся Республики Татарстан действенный инструмент реализации своего права на самосохранение как этноса, на самобытность, на особенности развития. За прошедшие годы в области национального развития татары добились куда большего, чем любой другой народ России, в том числе русский. Несомненно, масштаб использования Татарстана как государственной машины, рождённая ею национальная энергетика имеют не больше и не меньше как историческое значение. Подтверждающих это фактов — множество, опровержения тщетны, мелочны, недобросовестны. Объяснять успех Казани некой инфернальной особостью татар, наречённой великим фантазёром профессором Львом Гумилёвым "пассионарностью", — значит наводить тень на плетень. Действительная особенность — воля, умение, творческий потенциал власти Республики Татарстан. Конечно, огромную роль сыграли татарская интеллигенция и средства массовой информации, имела значение солидарность толерантной части интеллектуальной элиты России, не лишним оказался международный резонанс "казанского эксперимента". Трудно сказать, кто был дирижёром: власть ли, татарская интеллигенция, московские либералы или зарубежье. Важнее другое: национальное возрождение татар было имплантировано им "сверху", что вполне объяснимо историей этого народа. Однако воля "верхов" действительно совпала с чаяниями многих татар. Между тем пьедестал, возводимый "верхами" без тщательно проработанных чертежей, способен оказаться для них же самих лобным местом. О том и забота дней грядущих. Но тем не менее, 30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Прошедший 21 марта 1992 г. референдум и принятая 6 ноября 1992 г. Конституция Республики Татарстан утвердили ее государственный статус: Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Утверждены государственные символы - герб, флаг и гимн Республики Татарстан.
Список использованной литературы.
1. Д.М.Исхаков «Этнографические группы татар Волго-Уральского региона». Казань, 1993
2. Н.А.Халикова «Хозяйство татар Поволжья и Урала» (середина XIX - начало XX вв.). “Историко-этнографический атлас татарского народа”. - Казань, 1995;
3. Отчёт Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан, 1997-2000 гг.
4. Интернет-сайты:
· www.tatmir.ru - общероссийская федеральная просветительская газета «Татарский мир»
· www.tatar.ru – официальный сервер Республики Татарстан
· www.tatarculture.ru – культура и искусство Татарстана
5. Советский энциклопедический словарь, 1987
ВИЗИТ (франц . visite), посещение, преимущественно официальное.
ЖИРОРАСЧЕТЫ , безналичные расчеты посредством расчетных чеков.
ЗАПАНЬ , акватория, огражденная плавучими устройствами и служащая для задержания, хранения, сортировки леса на воде; запанью часто называют сами оградительные устройства.