Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все богатство политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Интерес сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию.
Достоинство такого подхода состояло в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов се содержания здесь выступают не только гос. учреждения и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними, но выступают лишь одной своей стороной — политической, управленческой.
Позднее (в конце 70-х годов) появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слова “организация” на слово “система”. Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации, трудовые коллективы); элементы политической организации (партия, государство, право, общественные организации), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. И самое главное: научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей как участников политических событий проводился в очень малой степени.
Разработка понятия “политическая система” должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.
Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия “система” и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.
Система (гр. — целое, составленное из частей: соединение) — множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство)
Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.:
а) в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно на уровне биологических организмов (Л. фон Берталанфи — основатель школы. М. Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.);
б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.);
в) в социологии , (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.);
г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.);
д) в экономике (В. Леонтьев).
Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева. А. К. Белых. Ф. М. Бурлацкого и др.
АЙТМАТОВ Чингиз (р . 1928), киргизский писатель, народный писатель Киргизии (1968), академик (1974) АН Киргизии, Герой Социалистического Труда (1978). Пишет на киргизском и русском языках. В повестях "Джамиля" (1958), "Материнское поле" (1963), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) - острые философские, этические и социальные проблемы современности. Проза Айтматова сочетает психологический анализ с традициями фольклора, мифологической образностью, тяготеет к жанру притчи. Главный редактор журнала "Иностранная литература" в 1988-90. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1968, 1977, 1983).
ИБН БАТТУТА (1304-77) , арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.
ИАКОВ БАРАДЕЙ (аль Барадеи) (наст . имя Цанцала) (ум. в 578), глава сирийских монофизитов, названных по его имени яковитами. С 542 епископ Эдесский, руководил общиной, беспрерывно странствуя по Сирии, Египту и Эфиопии.