Технократия
Технократия
Страница 2

Истоки технократической традиции

В философско-политичсской литературе технократическая традиция имеет давнюю историю. С четко оформленной идеей общества, управляемого носителями знания, учеными, впервые мы, пожалуй, встречаемся у Платона. Великий философ в диалоге "Государство" отстаивает тезис о том, что управлять идеальным государством должно "сословие философов". В XVII веке идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это можно считать лишь слабым намеком на будущие технократические теории, появление которых стало возможным только на определенной стадии общественного прогресса.

Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политические процессы разработал А.Сен-Симон. Приход к власти носителей научно-технического знания рассматривался выдающимся французским мыслителем как закономерный результат общественного развития. Для характеристики будущего общества А.Сен-Симон даже вводит термин "промышленно-научная система". Он утверждал: " .при современном состоянии знаний и цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить основанием общественной организации". Следовательно, управление обществом должно строиться на сугубо рациональных, научных основах. В результате применения рациональных методов управления политика, по мнению А.Сен-Симона, "станет дополнением к науке о человеке". В трудах А.Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: управление обществом на научных принципах и ведущая политическая роль научно-промышленных специалистов. Однако Сен-Симона правомерно называть предтечей технократизма, а не первым его идеологом.

Для того, чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. А это произошло лишь во второй половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других сферах. Машинная техника радикально изменила повседневную жизнь человека, превратив все существование в действие некоего механизма. Технизация все шире распространялась в индустриальном обществе: от подчинения природы до подчинения всей жизни самого человека. В этой связи представляется чрезвычайно удачным термин "технокультура", примененный Ж.-П.Кантеном для характеристики содержания западноевропейской цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЖИМОЛОСТЬ , род кустарников (иногда вьющихся) семейства жимолостных. Св. 200 видов, главным образом в Северном полушарии, в Южном - в Андах. Некоторые декоративны, напр., жимолость душистая, или каприфоль. Плоды жимолости съедобной, растущей в Вост. Сибири и на Дальнем Востоке, употребляют в пищу. Многие медоносы. 3 вида охраняются.

ОМАР ИБН АБИ РАБИА (644-712 или 719) , арабский поэт. Мастер любовной лирики; первый в арабской поэзии проявил интерес к внутреннему миру человека.

ШНИЦЛЕР (Schnitzler) Артур (1862-1931) , австрийский драматург и прозаик. Пьесы ("Анатоль", 1893), повести ("Фрау Беата и ее сын", 1913) импрессионистического характера; социально-критические мотивы в повести "Лейтенант Густль" (1901), пьесе "Профессор Бернгарди" (1912).



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru