ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ и .кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную, (новые решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).
Альтернативные представления о назначении демократии
Идея о том, что демократия направлена или должна быть направлена на общее благо, находит свое классическое выражение в « Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо, прежде всего в его утверждении о том, что процедуры принятия решения должны стремиться к выявлению всеобщей воли, которая олицетворяет собой общее благо. Вот знаменитое, хотя и туманное описание этого у Руссо. Мы берем, пишет он, «сумму изъявлений воли частных лиц», вычитаем из них «взаимно уничтожающиеся крайности», и «в результате сложения оставшихся рождений получиться общая воля»[1]. Попытки осмыслить данную формулировку породили два потока литературы: литературу агрегативную, нацеленную на выяснение того, каким именно образом осуществлять соответствующие подсчеты, и литературу делиберативную[2], озабоченную тем, как побудить людей стремиться к общему благу, причем последнее понимается как нечто более сложное, нежели простая сумма фиксируемых извне предпочтений.
Концепции общего блага: агрегативная VERSUS делиберативная
Значительная часть появившейся в XXв. литературы об агрегировании индивидуальных предпочтений фокусирует внимание на сложности логически последовательного решения этой задачи. Сторонники агрегативной концепции исходят из того, что демократические процедуры принятия решений призваны выявить нечто вроде всеобщей воли, которую в наши дни принято обозначать как функцию социального благосостояния. Вслед за К. Эрроу они часто отмечают, что даже небольшие разногласия обрекают попытки ее обнаружения на неудачу, и приходят к заключению о нереализуемости демократии. Возможность голосования « по кругу» говорит о том, что всякий данный итог может быть искусственным порождением процедуры принятия решения либо того, кто контролирует повестку дня, а не чем-то поддающимся осмысленной идентификации в качестве народного волеизъявления. В связи с этим появилось огромное количество специальной литературы о сравнительных достоинствах различных правил принятия решения либо как агрегативных процедур, а также об ограничениях, которые должны налагаться на предпочтения, дабы избежать появления циклического большинства. Такого рода литературе посвящено множество обзоров, и потому она не будет обсуждаться[3]. Достаточно заметить, что если назначение демократии в том, чтобы обретать функции социального благосостояния, то при многих обстоятельствах оно может оказаться иллюзорным[4].
СТАРЦЕВЫ , российские зодчие 2-й пол. 17 в.:1) Дмитрий Михайлович, построил гостиный двор в Архангельске (1668-84);2) Осип Дмитриевич, сын Дмитрия Михайловича, построил в Москве трапезную Симонова монастыря (1677-80) и Крутицкий терем (1693-94).
БЕННИГСЕН Леонтий Леонтьевич (1745-1826) , граф (1814), российский военачальник, генерал от кавалерии (1802). Участник убийства императора Павла I. В 1807 командующий армией в войне с Францией, был разбит под Фридландом. В Отечественную войну в августе - ноябре 1812 исполняющий обязанности начальника главного штаба армии, уволен за интриги против М. И. Кутузова.
МАРДАКЕРТ , город (с 1985) в Нагорном Карабахе, в 62 км к северу от Степанакерта. 8,5 тыс. жителей (1991). Лесокомбинат и др.