[6] Убедительные аргументы в пользу этой позиции приведены, в частности, в [Gutmann, Thompson 1996]; критику см. [Marcedo 1999].
[7] И действительно, теоретики делиберативного подхода иногда пишут так, словно активность поиска общего блага сама есть общее благо. Обсуждение этой проблемы см. [Shapiro 1994: ch.4].
[8] Habermas 1979; 1984
[9] Исключение составляют Р.Даль[Dahl 1971], Р. Бэрт [Burt 1992], Ф. Петтит [Pettit 2000], а также автор статьи Шапиро [Shapiro 1999].
[10] См. высказываемое им в «Рассуждениях» соображение относительно римского довода о том, что стражами свободы должны быть простые люди, ибо, в отличие от аристократии, стремящейся господствовать, они хотят лишь того, чтобы над ними никто не господствовал [Machiavelli 1970: 1, 5].
[11] Даль выделяет восемь показателей, определяющих степень соответствия (конкретного режима) требованиям полиархии. Эти требования касаются четырех периодов: периода голосования, когда побеждает вариант выбора, получивший наибольшее число индивидуальных голосов; период перед голосованием, когда члены политической системы имеют равные возможности для представления альтернатив и информации о них; период после голосования, когда победившие в ходе голосования лидеры и курсы сменяют лидеров и курсы, набравшие меньшее число голосов, и избранные должностные лица занимают свои посты; и межвыборный период, когда принимаемые решения подчинены принятым во время выборов – например, сенатор, занимающий свое место в межэлекторальной период, заменяется одержавшим победу на очередных выборах [Dahl 1956: 71-76, 84-89].
[12] Имплицитное довершение компаративного по своему смыслу вопроса о том, насколько успешно демократия позволяет людям управлять властными отношениями; см. двумя абзацами выше.
ШАПЛЕН (Chapelain) Жан (1595-1674) , французский писатель, теоретик классицизма. Приближенный Ришелье, Дж. Мазарини, Ж. Б. Кольбера, проводник литературной политики абсолютизма, недруг П. Корнеля.
ЧУЙКОВ Иван Семенович (р . 1935), российский художник. Сын С. А. Чуйкова. Один из значительных мастеров московского "неофициального искусства". Для него типичны яркие, красочные образы в духе поп-арта с элементами сюрреализма: картины или трехмерные коробки с мотивами причудливо трансформирующихся пейзажных пространств.
ЦВЕРГИ , в скандинавской мифологии карлики, обладающие мудростью, искусные в ремеслах. Цверги зародились в теле великана Имира, из которого возник мир, живут в пещерах под землей, солнечный свет для них губителен. В эддической поэзии иногда называются "черные альвы".