Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством? Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже отдельного члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства, при условии, что оно достаточно развито.
Неправильные формы:
Тирания – деспотическая форма правления, при которой власть, осуществляется по собственному произволу единоличного правителя.
Аристотель резко отрицательно относится к тирании, считая ее противоестественной и не согласной с природой человека.
Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых – это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.
Демократия - это «самая сносная из всех худших форм политического устройства» - считает Аристотель. Говоря о ней, он подчеркивает, что это власть большинства не только свободных, но и бедных, т.е. количественный принцип у него доминирует над имущественным.
Политические симпатии самого Аристотеля – на стороне политии, смешенной формы государства, возникающей при сочетании лучших черт олигархии (управление людей богатых, стремящихся к стабильности) и демократии (имеющую систему мер, направленных против узурпации власти, способной в большей мере осуществлять в политической жизни интересы средних классов).
Концепция «общественного договора» и «естественного права»
(Т. Гоббс, Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди их множества следует выделить следующие:
1. Мнению Платона: общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,
2. У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими.
3. В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,
4. В 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий «общественного договора». Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Томас Гоббс и его теория общественного договора:
Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя ,форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.
БРАУДЕ Люся (наст . имя Людмила) Юрьевна (р. 1927), российский литературовед, переводчик, доктор филологических наук (1978). Основная сфера интересов - скандинавская литература, зарубежная детская литература, проблемы перевода. Книги: "Ганс Христиан Андерсен" (1971), "Сказочники Скандинавии" (1974), "Полет Нильса. Судьба книги С. Лагерлеф" (1975), "Не хочу писать для взрослых!" Документальный очерк о жизни и творчестве А. Линдгрен" (1978), "Скандинавская литературная сказка" (1979).
ЕЛИЗАВЕТА II (р . 1926), королева Великобритании с 1952, дочь Георга VI.
ФОЛКНЕР (Faulkner) Уильям (1897-1962) , американский писатель. Серия романов "Сарторис" (1929), "Шум и ярость" (1929), "Свет в августе" (1932), "Авессалом, Авессалом!" (1936); трилогия "Поселок" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959); философский роман "Притча" (1954); повести и рассказы (книга "Сойди, Моисей", 1942). Разбросанное действие, трудно мотивируемые поступки, затаенные душевные терзания, трагические и трагикомические конфликты складываются в исполненную драматизма, но эпически осмысленную картину мира, где человек стоически противостоит обстоятельствам, не теряя надежды. Реалист 20 в., Фолкнер сочетает обращение к традиции (Библия, У. Шекспир, Ф. М. Достоевский) с современным формотворчеством (прерывность сюжета, поток сознания, глубинный психологизм, символика). Нобелевская премия (1949).