Сионистская теория в своём религиозном одеянии, приводя мистические разъяснения, вовсе не наталкивается на трудности. Сионистско-религиозные идеологии исходят из предпосылки, что бог объявил евреев своим избранным народом и передал этому народу страну Израиля. а доказательство данной предпосылки, по их мнению, весьма простое: так написано в библии, а библия приводит слова бога. таким образом, мистика единства "бог – народ - страна" предоставила возможность доказать без особых противоречий. что евреи должны сконцентрироваться в стране Израиля, то есть в стране евреев.[28]
В развернувшейся сегодня борьбе за Иерусалим история используется в качестве политического оружия. Отсутствие достоверной даты основания города активно эксплуатируется.[29]
В целях утверждения своей исторической версии израильское правительство в 1995-1996 годах затратило немало усилий и средств для осуществления программы торжественных мероприятий, которые проводились под лозунгом трехтысячеления Иерусалиму.
Палестинцы восприняли этот праздник как еще один шаг к закреплению израильского суверенитета над городом. Со своей стороны они утверждают, что возраст Иерусалима насчитывает пять тысяч лет, и, что город просуществовал две тысячи лет до захвата его царем Давидом. Многие политологи и историки, в том числе и израильские, высказали мнение об абсурдности подобных празднеств, особенно в условиях, когда израильско-палестинские переговоры продвигаются с большим трудом.
Иерусалим действительно занимает центральное место в национальном сознании как евреев, так и палестинцев. В иудаизме он является воплощением еврейской духовности, символом национального спасения. Идея возвращения в Иерусалим на протяжении веков способствовала выживанию и сплочению еврейского народа в рассеянии. Светский сионизм, основываясь на исторически укоренившейся среди евреев приверженности Иерусалиму, сделал этот город символом в борьбе за создание еврейского национального государства.[30]
Для палестинцев Аль-Кудс (арабское название Иерусалима) является третьей святыней ислама после Мекки и Медины. По преданию, храм Купол Скалы хранит отпечаток ноги пророка Мухаммеда, а мечеть Аль - Акса напоминает о его чудесном ночном путешествии, описанном в Коране. Формирование палестинского народа как национальной общности тесно связано с Иерусалимом. Реализацию идей собственной государственности палестинцы всегда напрямую увязывали с признанием их национального суверенитета над Иерусалимом.[31]
Любые попытки включить статус Иерусалима в круг вопросов ближневосточного урегулирования, как это было во время кэмп-дэвидских переговоров между Египтом и Израилем в 1978 году, и во время последовавших за ними переговоров о так называемой палестинской автономии, неизменно вызывали категорические возражения израильской стороны. Принятый Кнессетом в июле 1980 года "основной закон" о Иерусалиме, закреплявший аннексию Восточного Иерусалима и объявивший весь город "единой неделимой столицей государства Израиль", является демонстративным шагом, призванным внушить международному сообществу, что вопрос о статусе Иерусалима решен окончательно и бесповоротно.[32]
НИКОЛЬСКИЙ Михаил Васильевич (1848-1917) , российский востоковед, основоположник ассириологии в России. Издал хозяйственные документы Шумера 3-го тыс. до н. э. (ок. 900 глиняных табличек).
ЦАЛЕНДЖИХА , город (с 1964) в Грузии, на р. Чанисцкали, в 25 км от железнодорожной станции Зугдиди. 9 тыс. жителей (1991). Чайные фабрики; завод по розливу минеральной воды.
ХЛОРОПЛАСТЫ (от греч . chloros - зеленый и plastos - вылепленный, образованный), внутриклеточные органоиды растительной клетки, в которых осуществляется фотосинтез; окрашены в зеленый цвет (в них присутствует хлорофилл). Собственный генетический аппарат и белоксинтезирующая система обеспечивают хлоропластам относительную автономию. В клетке высших растений от 10 до 70 Х.