Социально-этнические общности как субъекты и объекты политики
Социально-этнические общности как субъекты и объекты политики
Страница 1

План.

1. На­цио­наль­ный во­прос и меж­на­цио­наль­ные во­про­сы в со­вре­мен­ном ми­ре.

2. Пу­ти и сред­ст­ва по­ли­ти­че­ско­го уре­гу­ли­ро­ва­ния меж­на­цио­наль­ных про­блем и кон­флик­тов в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях.

3. На­цио­наль­ные про­цес­сы в Рос­сии: ис­то­рия и со­вре­мен­ность.

В со­вре­мен­ной на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре все в ми­ре ис­поль­зу­ют по­ня­тие “эт­нос”.

“крат­кий сло­варь по со­цио­ло­гии” оп­ре­де­ля­ет эт­нос как ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии ус­той­чи­вую со­во­куп­ность лю­дей, об­ла­даю­щи­ми об­щи­ми ка­че­ст­ва­ми, осо­бен­но­стя­ми куль­ту­ры и пси­хо­ло­ги­че­ско­го скла­да, а так­же соз­на­ни­ем сво­его един­ст­ва и от­ли­чия от дру­гих по­доб­ных об­ра­зо­ва­ний (са­мо­соз­на­ние).

Ряд уче­ных, на­при­мер, Ю.В. Бром­лей, рас­смат­ри­ва­ют эт­нос как со­цио­куль­тур­ное яв­ле­ние, как общ­ность, об­ла­даю­щую эт­ни­че­ским са­мо­соз­на­ни­ем, т.е. об­ла­даю­щи­ми об­щи­ми чер­та­ми, ста­биль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми куль­ту­ры и пси­хо­ло­ги­че­ско­го скла­да, сло­жив­шие­ся на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии.

По мне­нию Л.Н. Гу­ми­ле­ва, эт­нос био­ло­ги­че­ские по­ня­тия, фе­но­мен био­сфе­ры, це­ли­ком от­но­ся­щие­ся к яв­ле­ни­ям при­ро­ды. От­сю­да сле­ду­ет, что гла­вен­ст­вую­щим в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду эт­но­са­ми яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ский фак­тор, а соц­куль­тур­ное воз­дей­ст­вия ма­ло­эф­фек­тив­но. Од­на­ко, ис­то­ри­че­ский опыт че­ло­ве­че­ст­ва, в осо­бен­но­сти, по­след­них де­ся­ти­ле­тий оп­ро­вер­га­ет та­кой те­зис.

Во всем ми­ре сей­час про­жи­ва­ет око­ло 5000 на­ро­дов, при­чем бо­лее 90% из них на­хо­дят­ся в со­ста­ве мно­го­на­цио­наль­ных го­су­дарств. Роль на­цио­наль­но­го фак­то­ра за по­след­нее вре­мя зна­чи­тель­но воз­рос­ла: она не­од­но­знач­на в раз­ных час­тях ми­ра.

В Аф­ри­ке на­блю­да­ет­ся до сих пор жес­то­чай­шие на­цио­наль­ные столк­но­ве­ния с ог­ром­ным чис­лом жертв, хо­тя в це­лом эти кон­флик­ты но­сят очень слож­ный ха­рак­тер и на­цио­наль­ный во­прос яв­ля­ет­ся лишь од­ной из этих сто­рон.

Ев­ро­па де­мон­ст­ри­ру­ет ми­ру од­но­вре­мен­но два про­цес­са: эко­но­ми­че­ское и по­ли­ти­че­ское сбли­же­ние в За­пад­ной Ев­ро­пе и су­ве­ре­ни­за­цию Вос­точ­ной, где во мно­гом на­цио­на­лизм оп­ре­де­ля­ет по­ли­ти­че­ские дви­же­ния.

Од­на­ко эти про­цес­сы но­сят от­нюдь не аб­со­лют­ный ха­рак­тер. Рас­пад Че­хо­сло­вац­кой фе­де­ра­ции на Че­хию и Сло­ва­кию, рас­пад СССР на на­цио­наль­ные го­су­дар­ст­ва, по­пыт­ка соз­да­ния мно­гих не­боль­ших на­цио­наль­ных го­су­дарств на тер­ри­то­рии Ук­раи­ны, Мол­да­вии, Се­вер­но­го Кав­ка­за про­те­ка­ли и про­те­ка­ют од­но­вре­мен­но с подъ­е­мом на­цио­наль­ных от­но­ше­ний во Фран­ции, по­пыт­ка­ми от­де­ле­ния фран­коя­зыч­ной про­вин­ции Кве­бек от Ка­на­ды, и се­ве­ра Ита­лии от ос­таль­ных тер­ри­то­рий. Раз­но­об­раз­ны на­цио­наль­ные и ме­жэт­ни­че­ские про­бле­мы в США, где от­ме­че­ны про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду бе­лы­ми и чер­ны­ми гра­ж­да­на­ми од­ной стра­ны , но и объ­е­ди­не­ние их про­тив экс­пан­сии “жел­тых” (по­гро­мы ко­рей­ских ма­га­зи­нов и т.д.)

В это же вре­мя в Ев­ро­пе уда­лось пре­одо­леть ряд меж­на­цио­наль­ных кон­флик­тов су­ще­ст­во­вав­ших сто­ле­тия: спор об Эль­за­се с Ло­та­рин­ги­ей ме­ж­ду Фран­ци­ей и Гер­ма­ни­ей, при­ми­ре­ние фла­манд­цев и вал­ло­нов в Бель­гии и т.д.

Та­ким об­ра­зом, мож­но от­ме­тить, что эт­ни­че­ские про­цес­сы но­сят пуль­си­рую­щий ха­рак­тер: раз­де­ли­тель­ные про­цес­сы, при ко­то­рых на­цио­наль­ное раз­ви­тие и раз­ме­же­ва­ние про­те­ка­ет очень бур­но, че­ре­ду­ет­ся и со­сед­ст­ву­ет с объ­е­ди­ни­тель­ны­ми, при ко­то­рых идет кон­со­ли­да­ция или да­же слия­ние близ­ких по язы­ку и куль­ту­ре эт­но­сов в один.

Страницы: 1 2 3 4 5

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ , по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.

ПАНТОМЕТР (от греч . pan, род. п. pantos - все и ...метр), угломерный геодезический инструмент, применявшийся при съемке лесов и торфяных болот.

АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) (1923-30) , в Москве, объединение архитекторов, инженеров, художников (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А. М. Рухлядев, А. М. Родченко). Члены Асновы стремились к созданию художественно-выразительной архитектурной формы в синтезе с пластическими искусствами, на основе новейших строительных материалов и конструкций с учетом психофизиологических закономерностей восприятия объема, пространства, цвета.



Copyright © 2024 www.politicaledu.ru