Итак, попытаемся выделить несколько плоскостей, в рамках которых возможен анализ специфики, особенностей государствен-ного управления в России
1. Безусловно, данный вопрос нужно рассматривать через призму вековых традиций. Это, конечно же, политическая культура населения и правящей элиты в большей, или меньшей мере определяющая особенности рассматриваемой проблемы. Не обязательно, чтобы эти традиции определяли процесс государственного управления. Несомненно, однако, что неучет их, возможный на относительно коротком историческом отрезке времени, в конечном счете создает ситуацию, не дающую право для научного анализа. Государственное управление России имеет многовековую историю, в которой просматривается набор определенных констант, постоянно действующих тенденций. Россия практически всегда (за исключением коротких периодов смут, гражданской войны) имела жестко централизованное государственное управление. Соотношение властно-управлен-ческих функций (принятие, выработка решений) было смещено в пользу центра, где в свою очередь все или почти все сосредоточивалось вокруг одного лица и непосредственно работавшего на это лицо аппарата. В таком контексте практически не вставал вопрос об ином, более рациональном перераспределении власти между центром и местами (провинциями, админи-стративными единицами). Последним отводилась роль непо-средственного исполнителя решений центра; исполнение этих решений было главным критерием оценки эффективности действий местных управленческих фигур (наместников, воевод, губернаторов, первых секретарей).
Возникает резонный вопрос: “ Не является ли эта традиция непреодолимой и оправданной? “Правомерен вопрос и о том, не есть ли централизация необходимое и естественное состояние для страны.
• Такой же, очевидной чертой российской традиции государ-ственного управления является встроенная в общество традиция авторитаризма, единоначалия. Концентрация политических властных рычагов вокруг одного лица в центре, доминирование, преобладание этого лица при принятии политических решений, создали, в частности, обстановку отсутствия системы сдержек и противовесов, компромиссов и сделок как нормы политического процесса, тенденцию ликвидации самостоятельных, автономных, авторитетных, соперничающих на политической сцене с первыми лицами структур, личностей. Необходимость отказа от автори-тарности в политической практике России очевидна.
• Государственное управление России действует в среде, от-личающейся своей политической культурой, влияющей на действия лиц, определяющих политический процесс, поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует прежде всего учитывать, что генетически население России - это люди, исторически вышедшие из сельской среды, сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культу-ры, преобразованной нынешним индустриальным веком и социали-стическим образом жизни.
• Это отсутствие развитого гражданского общества в России, то есть самоуправляющихся социальных единиц, которые находятся вне государства, как особого аппарата управления. Формирование такого общества вызывает стремление у властей интегрировать нарождающиеся социальные структуры в государственные механиз-мы, что дезавуирует полностью изначальный смысл этих социаль-ных образований.
ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ВОССТАНИЕ 1566 , восстание, с которого началась Нидерландская революция. В ходе Иконоборческого восстания, проходившего под знаменем кальвинизма, уничтожались иконы и статуи святых в католических церквах и монастырях, дворянские имения. Было подавлено.
АРОНОВ Аркадий Гиршевич (р . 1939), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды по оптике полупроводников и диэлектриков, кинетическим явлениям в полупроводниках, фазовым переходам металл - диэлектрик, сверхпроводимости.
ИЕРУСАЛИМ , город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный "Бецалель" (художественный), Национального Израиля (искусство и археологические памятники) и др. Первые упоминания об Иерусалиме - в сер. 2-го тыс. до н. э. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Др. Рима, Византии, Арабского халифата и др. С нач. 16 в. под властью Османской империи. В декабре 1917 занят английскими войсками. В 1920-48 административный центр английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-49 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная - к государству Израиль. В 1950 правительство Израиля, вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу, объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима - местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В восточной части Иерусалима - раннехристианские здания (в т. ч. ротонды "Гроба господня"); (неоднократно перестраивалась). Западная стена ("Стена плача"), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687-691), церкви 11-12 вв., цитадель (14-16 вв.). Западная часть застраивается с сер. 19 в. Комплекс университета, медицинский центр "Хадасса" (1960).