Распад СССР. Противоречия и конфликты.
8 декабря 1991 г., не дожив двух недель до своего 69-летия, в одночасье распался СССР. Ушла в прошлое, расколовшись на полтора десятка кусков и продолжая крошиться, последняя и едва ли не самая гигантская в истории континентальная империя. Парадоксально, но факт : стоило чуть ослабнуть центру, и идеология государственного строительства, позволившая семь с лишним десятков лет назад повернуть вспять процесс крушения Российской империи, собрать ее из новых кирпичей-блоков – национально-государственных образований, скрепленных культурно-идеологическим цементом, - стала взрывать здание изнутри, превратилась в идеологию государственного распада.
Первыми выпали самые свежие кирпичи в кладке – государства Балтии. Затем стали вываливаться и другие блоки – республики Средней Азии. . Колосс, однако, продолжал стоять, и все бы ему нипочем, если разлом не пошел бы вглубь. Так называемые национально-государственные образования стали обретать черты реальной государственности, которой на деле они прежде никогда не обладали. Декоративный фасад стал трескаться, разваливая здание. Никому прежде не мешавший в силу своей «невзаправдашности» национально-территориальный принцип государственного устройства привел к неисчислимым бедам. Театральная бутафория вдруг приобрела плоть, а вместо клюквенного сока потекла настоящая кровь.
Сегодня создалась ситуация, когда самая многочисленная европейская нация находится в состоянии социальной, духовной, нравственной ущемленности. После развала Советского Союза в самом трудном положении оказался русский народ. От конфронтации М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, сегодняшней острой политической борьбы, от провалов и неудач в реформировании в первую очередь и больше других страдает русский народ, составляющий 83% всего населения страны. Процесс унижения России и русских продолжается и усиливается, что чревато серьезными последствиями.
Обострение межнациональных противоречий в бывшем СССР и современной России обусловлено причинами, которые имеют и глобальный характер и национально-специфический, обусловленный многообразием конкретных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
Огромное значение в процессе становления государства имеет проблема границ. Масштаб этой проблемы сейчас, когда одновременно десятки тысяч километров административных границ были декларированы как государственные и будут постепенно в таковые превращаться, трудно вообразим. На это должны уйти многие годы, ведь требуются многочисленные взаимные согласования, определения и введение режима границ и т.д. Это масштаб количественный. Есть еще два момента качественных, неимоверно усложняющих работу. Это во-первых национальный характер границ или, точнее, активно навязывание сейчас национальное содержание их территориям. Все это происходит в условиях чрезвычайно пестрого этнического расселения, в стране, где более чем у сотни народов и народностей имеются «исконные» и благоприобретенные «свои» территории, а за последние 500 лет еще и многочисленные «очаги государственности», которые к тому же зачастую перекрываются. В условиях низкого уровня политической культуры, ориентации в течение долгого времени на силовые методы и решения сверху совмещение национальных конфликтов с конфликтами территориальными, социально-групповыми, имущественными и др. дает особо опасную смесь. Второй важнейший фактор – это крайне отягченная наследственность в виде беспрестанно менявшихся в советское время состава и границ политико-территориального и административного устройства всех уровней. Все это происходит на фоне гигантской полиэтничности, разноплеменности населения, причем разноплеменности как аборигенной, так и переселенческой разного времени.
ЦАРПАНИТУ (Сарпанита) , в аккадской мифологии верховная богиня Вавилона, супруга бога Мардука.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО 11-го НУМЕРА , литературно-политический кружок студентов-разночинцев Московского университета в 1830-31. Назван по номеру комнаты в общежитии, где жил В. Г. Белинский и где собирался кружок. Обсуждение проблем литературно-общественной и политической жизни, чтение собственных произведений.
ОНИСИМ (ум . ок. 109), апостол от 70-ти, ученик апостола Павла (Послание к Филимону 1:10), епископ в Эфесе, проповедовал Христа в Малой Азии, Греции и Испании. Пострадал в Риме в гонение императора Траяна. Память в Православной церкви 4 (17) января и 15 (28) февраля, в Католической 16 февраля.