Проблемы, возникающие в процессе формирования у различных народов социальных групп, занятых преимущественно умственным трудом, находят большой отклик в среде молодежи, которая особо чувствительна к любым искажениям принципа социальной справедливости, особенно если это касается сферы национальных отношений. Не имея опыта позитивных трудовых межнациональных контактов, молодежь в условиях нарушения принципа социальной справедливости в национальных отношениях может аккумулировать негативные стереотипы представлений о других народах.
Противоречия во взаимодействии национальной и социальной структур в центральных регионах России, ее южных регионах, имеют разные направления. Однако есть противоречия в развитии социальной структуры, имеющие общероссийское распространение. Это право на выбор и возможность его реализации представителем любой этнической группы. На практике же сложилась такая ситуация, что правом выбора привлекательных, престижных, выгодных профессий пользуются преимущественно представители коренных национальностей республик, регионов. В то же время в ряде мест социальная структура национальных меньшинств отличается высокой долей занятых физическим трудом и значительно более низкой долей (по сравнению с коренным населением) занятых в управлении, науке, культуре, просвещении и т.д. В последнее время своего рода дискриминация «мигрантов» усиливается в связи с введением статуса государственных языков в республиках.
Изменения, происходящие в обществе, серьезно подрывают позиции национальной и земляческой бюрократии, ставят под сомнение социальную роль и компетентность групп национальной интеллигенции, получивших свой социальный статус преимущественно по принадлежности к коренной национальности. Занявшие удобную социальную нишу в системе межрегионального разделения труда, эти социальные группы упорно борются не только за свое выживание, но и приобретение функций власти. Формы этой борьбы весьма разнообразны и связаны с социальной и национальной спецификой региона.
Попустительство и порой соучастие центральных инстанций способствовало формированию в регионах «теневой» экономики и соответственно «теневой» социальной структуры. Многомиллионное хищение и массовое взяточничество породили мафиозные кланы по этническому и родовому признаку. Их поведение создавало у людей искаженные понятия о морали и нравственности, представления о вседозволенности и безнаказанности. На этой социальной почве стали расти новые организованные преступные группы. Как свидетельствует печать, в различных регионах была создана питательная среда для дельцов, местных миллионеров. В результате сложилась отлаженная иерархия организованной преступности. По свидетельству правоохранительных органов, по национальному признаку в ряде мест сформировались сообщества людей с различным социальным статусом, объединенных идеей преступного промысла . Особую обеспокоенность вызывает сращивание этих иерархических структур с государственным аппаратом.
К числу «теневых» или «несистемных» социальных иерархических структур относится обычай обязательной взаимопомощи представителей родовой или этнической общности в продвижении по службе, устройстве на «выгодную» или престижную работу, поступление в вуз и т.д. Такая же этническая взаимопомощь распространена и во многих структурах, связанных с «теневой» экономикой. В преступные сообщества вовлекаются люди, принадлежащие к определенным родовым или этническим группам. Причем обычаи и традиции связывают родовых членов этих сообществ подчиняться их лидерам – «крестным отцам» и «аксакалам».
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
ШАИРИ , один из основных стихотворных размеров грузинской поэзии, классические образцы которого - в поэме Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре".
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МИКРОЭЛЕКТРОНИКА , см. Микроэлектроника.