Из всего сказанного можно сделать вывод, что в том обществе, где Библия изучается глубоко (настолько, что начинает определять менталитет людей), там наиболее вероятно установление и укрепление института частной собственности и функционирование экономики на ее основе; там же, где Библию не знают, более вероятно установление экономической системы, не базирующейся на частной собственности, и, кроме того, в таком обществе легче прививаются различные философские теории, провозглашающие этот институт вредным.
Страны, где наиболее получили развитие институт частной собственности и соответствующая экономическая система (кстати, именно их обычно называют развитыми и цивилизованными), характерны тем, что во время европейской Реформации 16 - 17 веков в них утвердился протестантизм - направление в христианстве, делающее гораздо больший упор на изучение Библии, нежели остальные два - православие и католичество.
Поэтому в странах, где в результате Реформации победил протестантизм, у людей стало складываться, так сказать, "библейское мировоззрение", и, уже как следствие этого, стали формироваться общественно-политические и экономические структуры, соответствующие ему. По этой причине и институт частной собственности получил наибольшее развитие именно в этих странах.
На взаимосвязь "капитализма" и протестантизма обращал внимание известный историк и философ Макс Вебер. Однако, на мой взгляд, его подход был несколько поверхностным. Он считал, что просто некоторые "элементы" протестантизма способствовали развитию капитализма (вроде того, что кальвинизм "учит" бережливости, накоплению и вкладыванию денег в прибыльные дела и т.п.).
На самом деле все гораздо глубже. Дело не в том, что какие-то элементы протестантизма способствовали развитию "капитализма". Правильнее сказать, что протестантизм стимулировал более внимательное отношение людей к Священному Писанию, что привело к формированию в этих странах у людей библейского менталитета, и уже в результате этого складывались те экономические, социальные и общественно-политические структуры, которые затем разными горе-философами вроде К. Маркса и были названы "капитализмом".
Замечено, что рыночной экономике, основанной на частной собственности, как правило, сопутствует демократическая система государства. Это породило мнение у наших реформаторов, что экономическая система зависит от политической. Именно исходя из этой точки зрения, М. Горбачев не стал дожидаться плодов проводимой им экономической реформы (вспомним "закон о кооперации", об ИТД и т.д.), а быстро перешел к реформе политической системы в 1988 - 1989 гг., очевидно, полагая, что одна реформа "подстегнет" другую. Китайцы, однако, прекрасно продемонстрировали, что экономическая система весьма мало зависит от политической, а, скорее зависит от конкретной воли политиков: они сохранили власть компартии, но при этом увеличили долю частной собственности в экономике страны. Это лишний раз подтверждает, что любая "система" не является чем-то независимо или "объективно" разви- вающимся, а зависит от конкретной воли людей.
ЛЮТИЧИ (велеты) , союз племен полабских славян 8-12 вв. на южном побережье Балтийского м.
ХОРИЯМБ (греч . choriambos), в метрическом стихосложении стопа из долгого, 2 кратких и долгого слога; в силлабо-тоническом стихосложении 2 стопы ямба, из которых в 1-й стоит сверхсхемное ударение и пропущено схемное ("Мысль изреченная есть ложь", Ф. И. Тютчев).
РОТТЕРДАМ (Rotterdam) , город в Нидерландах, на северном рукаве дельты Рейна. 596 тыс. жителей (1993). Один из крупнейших портов мира (грузооборот ок. 223 млн. т в 1983). Аванпорты - Влардинген, Схидам, Хук ван Холланд, Европорт. Центр торгово-финансовой деятельности. Крупный транспортный узел, международный аэропорт. Крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Машиностроение (судостроение), химическая, легкая, пищевая промышленность. Метрополитен. Университет, Академия искусств, Королевское нидерландское общество естественной истории, Национальный институт навигации и кораблестроения. Музеи: исторический, морской, страноведения и этнографии, художественный музей Бойманса - ван Бенингена и др. Роттердам упоминается с 1282.