Итак, политическая система вовсе не определяет экономическую: и то, и другое есть следствие определенных мировоззренческих установок. Как мы уже убедились, "рыночная" или "свободная" экономическая система, основанная на институте частной собственности, всегда скорее возникает в странах с "библейским менталитетом". И, как известно, для этих же стран характерна демократия в политической системе. Таким образом, библейский менталитет влияет не только на экономическую систему, но и на политическую.
Чтобы понять, почему так происходит, необходимо остановиться на этом вопросе подробнее и вспомнить библейское понимание государства. А вопрос этот очень важен, так как у нас принято считать политическую систему чем-то "первичным", независимым от духовного состояния общества.
Согласно христианскому мировоззрению все люди от природы злы (как следствие грехопадения Адама и Евы). Во времена до великого Потопа института государства не существовало, и зло (убийства, грабежи, изнасилования, обман и т.д.) увеличилось в человеческом обществе настолько, что Богу пришлось избавить людей друг от друга, затопив всю Землю водой, оставив в живых лишь Ноя с семьей.
С учетом этого горького опыта существования допотопного мира, для нового, послепотопного мира была дана заповедь на учреждение института государства, главный принцип которой был сформулирован Ною в книге Бытие (9:6): "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию"; то есть главной функцией государства была провозглашена смертная казнь за умышленное убийство.
Из многих других стихов Библии также видно, что функция государства вообще - это силовая борьба со злом в человеческом обществе. "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он . отмститель в наказание делающему злое" (К Римлянам 13:3-4).
Человечеству было обещано, что теперь больше всемирного Потопа за его грехи не будет (Бытие 9:11). Однако, чтобы зло не распространилось снова до такой же степени, как в допотопном мире, необходимо, чтобы из человеческого общества выделялась какая-то часть людей, которая боролась бы со злом в обществе, пресекала бы и подавляла бы его. "Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, . десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время ." (Исход 18:21). И для этого, естественно, необходимо, чтобы эта часть людей наделялась соответствующими полномочиями. Вот это и называется государством.
ДРЕЗНА , город (с 1940) в Российской Федерации, Московская обл., на р. Дрезна. Железнодорожная станция. 13 тыс. жителей (1992). Текстильная промышленность.
ШАИРИ , один из основных стихотворных размеров грузинской поэзии, классические образцы которого - в поэме Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре".
ПРАВАШИ , во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. политические группы в хорватских землях Австро-Венгрии; выдвигали принцип "исторического государственного права" хорватов на национальное объединение и государственную самостоятельность, но отрицали особые национальные права сербов и словенцев.